Если вы решили продать опцион.
Опционы и опционные стратегии.
Недавно в голову пришла довольно необычная мысль. Есть довольно много стратегических компьютерных игр, начиная играть в которые, мы до конца не представляем как поступать и от этого зависит трудность ее прохождения. Но если бы знать что и как делать, что развивать, как обороняться, как нападать – то в целом игра бы носила технический характер. Делай все вовремя – и результат будет 100%.
Есть прямая аналогия с рынками. Есть масса не очень адекватных игроков, кто-то понимает правила лучше, кто-то хуже – кто-то учится быстрее, кто-то медленее, а кто-то слишком увлекается чем-то одним, тогда как подход должен быть сбалансированным, как собачий корм педигри.
и есть вы. Если делаете все правильно – результат на 100% прибыль, если нет, учитесь,восстанавливаетесь и начинаете заново. Кто-то раз, а кто-то 100 раз.
Теперь о главном. Если вы вдруг решили продать опцион и не знаете все ли вы делаете как нужно, то можете свериться с моим планом. Кто поопытнее, может покритиковать, а кто помоложе – задать вопросы, которые неприменно возникнуть должны.
Речь идет не об исключитаельных случаях, которые иногда случаются, а о среднестатистических. Допустим, что и направление рынка тоже не ясно. Что-то типа продажа в боковике, расчитывая прежде всего на то, что цена базового актива никуда не двинется, а если и двинется – то в вашу сторону.
- Продавайте дальний по сроку опцион. Если сейчас торгуются февральские и мартовские опционы - то продавайте мартовский опцион. Если мартовский и июньский опционы - то продавайте июньский опцион.
- Продавайте опцион “около денег”.
- Продавайте опционы на всплесках повышенной волатильности, на хорошем спреде в вашу сторону. Пут опционы хорошо продаются на сильном снижении в противоход, а колл опционы на росте.
- Заходите в рынок ордером, а не по рынку. В первом случае, вы платите премию к теоретической цене, а во втором ее платят вам.
- Определяйте точку частичного закрытия позиции и точку невозврата – то есть полного закрытия позиции до входа в позицию или сразу после, а не в момент движения цены против вас.
- Выкупайте подешевевшие проданные опционы в случае резкого движения цены в вашу сторону.
- Не добавляйте к выйгрышной позиции, а переносите позицию в опционы следующего страйка “около денег”.
Несколько комментариев.
Часто забывают, продавая опционы в надежде на движение в вашу сторону, что от дальних по сроку опционов прибыли будет больше, а риска – меньше. В то же самое время экспозиция - одна.
Если ближний опцион стоит 1000 рублей, а дальний 2500 рублей, то вы застрахованы от неблагоприятного движения в 2,5 раза больше, если продали дальний опцион.
Продавать опционы в деньгах не так выгодно – меньше временного распада, но больше внутренней стоимости. Продавать опционы “без денег” – это что называется прибыль по зернышку, а дерьма если что – целый вагон. Золотая середина – опционы “около денег”.
При продаже опционов ориентируйтесть не только на дату экспирации, но и на цену базового актива. Если цена базового актива сильно уйдет от точки входа в позицию, то, вероятнее всего, ваш опцион будет закрыт вами до экспирации.
Не бойтесь выкупать дешевые опционы - потенциала прибыли нет, а риск есть. Зачем вам это? Если вы уверены в росте – продайте пут опцион страйком выше. Вы остаетесь в позиции и потенциал прибыли возрос
Это довольно просто, но редко кто делает такой ход.
Если вы все делете так, как было перечислено выше, тогда с большой вероятностью, сложных ситуаций и нервотрепки при продаже опционов у вас не будет.
В заключении скажу, что нужно так же иметь ввиду, что экспозиция 1 опциона не равна экспозиции одного базового актива. Часто, чтобы получить аналогичную прибыль в базовом активе – опционов нужно больше.
Всем удачных торгов!

16 февраля 2009 в 9:26
Да,но в ближнем быстрее временой распад.А в дальний всегда можно переложиться.
16 февраля 2009 в 10:02
Да вот и беда в этой трактовке… Временный распад да, быстрее. Но это работает только если цена стоит на месте, а если движется против вас, то в этом случае лучше иметь дальние опционы.
Если взять, к примеру, 33-33-33%%% Что цена пойдет в вашу сторону, останется на месте и пойдет против вас, то лучше бы вы продавали дальние
Это никак не отрицает, что временный распад у ближних быстрее, но чтобы получить достойную прибыль, их и продавать нужно в большем количестве, а это значит брать на себя больший риск.
16 февраля 2009 в 10:21
Я не опытен в опционных стратегиях, может поэтому мне тоже не очевиден п.1.
Мои сображения: чем больше времени до срока экспирации, тем больще неопределенность и риск тоже. Что я имею ввиду:
1) сейчас сбер торгуется около 19р.
2) Сбер “пробежал” от 14 до 19 за 2 недели.
3) 21р – сильное сопротивление для Сбера.
Допустим я хочу продать колл. Продавать буду 20 мартовский колл, а не 20 июньский, т.к., на мой взгляд, вероятность того, что за 4 недели до экспирации мартовского контракта сбер пробьет 21р. и уйдет дальше, значительно ниже, чем вероятность такого события за 4 месяца (июньский контракт).
А вообще, если посмотреть на временной распад, то видно, что опционы начинают сильно терять за 2 недели до экспирации, поэтому уж если мне хочется продать голый опцион, то я начинаю присматриваться где-то за 3 недели до экспирации:))).
Со всем остальным согласен.
16 февраля 2009 в 10:26
Если цена пойдет в мою сторону,временой распад будет еще быстрее,а если против,перекладываюсь в дальний и выбираю комфортный страйк.Минус на мой взгляд ГО с большим запасом.
16 февраля 2009 в 14:55
Добрый день, не совсем понял пункт 5 про закрытие и частичное закрытие. Подскажите что имеется ввиду.
17 февраля 2009 в 11:09
Юрий, идея хорошая, но не всегда легко реализуема. На нашем рынке, после того как цена пойдет против вас, уже не так то просто будет переложиться, имеющаяся позиция будет напрягать серьезно.
Если получится, то хорошо, но скорее не получится.
17 февраля 2009 в 11:11
Алексей, если я имею 10 проданных пут опционов, то я могу частично закрыться, например перенеся опционы в страйк поближе к деньгам (дельта суммарно уменьшится) или продать колл опционы в довесок.
Таким способом можно убавить хоть до нуля суммарную дельту позиции (экспозицию) и подумать некоторое время спокойно.
18 февраля 2009 в 2:42
Быстрый временной распад он тоже не просто так. Рынок справедлив. Большая тета отражает плохое соотношение риска и доходности, то есть компенсирует вам риск, который вы на себя принимаете.
А мы, продавая опцион, и так покупаем риск.
Да, мы можем купить больше риска, но зачем?
18 февраля 2009 в 10:55
С ликвидностью действительно проблема,но можно дождаться исполнения и переложиться после экспирации.
18 февраля 2009 в 15:20
Риска больше, а ждать меньше.
23 февраля 2009 в 16:08
Еще раз – привет!
Почему-то мой ответ на ваш почтовый ящик не смог быть доставленным, поэтому выкладываю так
Рассмотрим все по-порядку.
будем изходить из простого предположения, что ситуация “спот ростет”, “спот падает” и “спот стоит на месте” – равновероятна, т.е. в каждом случае – 1/3; пусть для анализа рассмотрим проданный КОЛЛ и шаг движения спота на 1 страйк за неделю; изучим опционы ATM сроком истечения 30 дней и 120 днней
Получаем, что:
в 1/3 случаев – “спот падает”/”спот ростет”: “ближний” принесет прибыль/принесет убыток ~ 40%; “дальний” принесет прибыль/принесет убыток ~ 8%;
в 1/3 случаев – “спот стоит на месте”: “ближний” принесет прибыль
~ 20%; “дальний” принесет прибыль ~ 2%
Т.е. в 2/3 случаев “ближний опцион” обыгрывает “дальний”
Что мы имеем?
Во-первых ясно, что соотношение доход/риск на вложенный капитал у “ближнего” выше, чем у дальнего”
Во-вторых, очевидно, что опционной позицией надо управлять – особенно это касается “ближних-непокрытых” – т.е. должен существовать план действий на такой случай, а не просто ждать и “надеяться на чудо”. Я в таких случаях предпочитаю начинать с проданного стрэддла (кроме случаев очевидных мощных обвальных/взрывных движений) и в дальнейшем перекрывать фьючерсами по дельте убыточную ногу по определенным правилам.
Ваши соображения?
Георгий
P.S. Кстати, а как Вас зовут?
> Георгий,говоря бОльшая тета я имел ввиду бОльшая тета в ближних опционах по сравнению с дальними.
> Да, продавая ближние опционы временной распад идет быстрее, но риска по такой позиции – больше.
> Почему-то считается, что цена останется такой же, как и при продаже опциона, а это далеко не так. Вероятность изменения цены в любую сторону выше, чем неизменность цены, а там работают уже другие законы. Для анализа предлагаю построить график теты от величины ухода опциона “в деньги” и в “без денег”.
> Георгий Арвеладзе Написал(а):
> > Приветствую!
> >
> > Не совсем понял к чему это: “Большая тета отражает плохое соотношение риска и
> > доходности”. В центральных страйках всегда относительно наибольщая тэтта. суть
> > здесь еще в том, что так я застявляю временной фактор работать на себя более
> > значимо. в любом случае, я еще подумаю и отпишу.
> >
> > > Георгий,
> > > Ваше право со мной не согласиться.
> > > Быстрый временной распад он тоже не просто так. Рынок справедлив. Большая
> > тета отражает плохое соотношение риска и доходности, то есть компенсирует вам
> > риск, который вы на себя принимаете.
> > > А мы, продавая опцион, и так покупаем риск.
> > > Да, мы можем купить больше риска, но зачем?
> > > Георгий Арвеладзе Написал(а):
> > > > согласен со всеми пунктами, кроме первого. Суть проста: у ближнего опциона
> > > > временная стоимость падает гораздо резче, чем у дальнего, а время – друг
> > > > продавца.
> > > > Не стоит жадничать: да, премия за проданный дальний опцион больше (что
> > создает
> > > > иллюзию большей надежности, но и времени для того чтоб цена пошла против
> > вас -
> > > > тоже больше.
> > > > Георгий
> > > >
> >
> >
24 февраля 2009 в 10:42
Георгий, я не стану спорить – все так, или почти так, как вы описываете.
Я так же понимаю, что с моими рассуждениями трудно согласиться.
Решите для себя, что вы торгуете, тету или дельту?
Если вы хотите получить временный распад – то есть рынок, с вашей точки зрения, останется на месте – тогда ближние опционы лучше. Движение в вашу сторону вам много не даст, поскольку премия очень маленькая, а лишь ускорит неизбежное.
Если вы торгуете “дельту”, то есть ваша задача, чтобы рынок пошел в вашем направлении – то дальние лучше, потому как на тету вам наплевать, а премия у дальнего опциона – выше.
Особенности такой торговли в том, что после сильного движения в вашу сторону дальний опцион закрывается, не дожидаясь экспирации, этим вы уходите от риска.
Риск – наш самый главный враг и его нужно стремиться убрать. Это один из подходов, есть еще масса других.
25 февраля 2009 в 9:37
Вы в качестве трейдера можете вытворять на рынке всё, что Вам заблагорассудится. Но как Учитель и Эксперт — уже не совсем, не так ли?
Все, ну абсолютно все книги со стратегиями продажи непокрытых опционов говорят о том, что “продавать разумнее всего именно ближние опционы. Со сроком жизни максимум 4 недели.” Далее, обычно рекомендуют продавать опционы вне денег — это делает вероятность благоприятного исхода существенно выше.
Возможно, кому-то будет полезна следующая формула: вероятность того, что опцион истечет в-деньгах РАВНА дельте опциона в данный момент времени при данной цене базового актива.
То, что дальний опцион оценивается дороже — просто отражение того факта, что его продавец принимает на себя бОльший риск. А если сравнивать их по параметру “стоимость одного месяца”, то дешевле получается как раз более дальний опцион (грубо говоря, это ситуация оптовой продажи со всеми полагающимися из-за неликвидности и оптовости скидками для покупателя).
Согласен также с предыдущими высказываниями о трудностях “перекладывания” – это нельзя сделать в любой момент.
В общем, лично я был ОЧЕНЬ удивлен пунктом 1.
На его фоне как-то теряется даже утверждение о “выгоде продажи опционов около денег”. Я так понимаю, что Вам нравится исполнять свои обязательства по опционам? =D
25 февраля 2009 в 15:37
“Если вы уверены в росте – продайте пут опцион страйком выше.”
Я один раз так и сделал – на след. день 10% падение + увеличение ГО. +невозможность откупить опцион. В общем хорошо поджарился.
25 февраля 2009 в 21:41
ну продать колл опцион было можно, и спот можно было продать. Просто это шок обычно, и не всегда можно адекватно оценить, что ВСЁ. Да и очень редко бывает рост, рост а потом сразу -10%. Всеж начинается с -5%
Летом правда бывало всякое… но это скорее мы родились и вышли на рынок не в то время и не в том месте
25 февраля 2009 в 21:54
CarGa, я отдельно напишу об этом, развернуто, ибо слишком много, выходит за рамки комментария.
Но еще раз повторюсь.
п.1 для тех, кто торгует направлено, продавая опцион.
Для стратегий получения теты, когда направление рынка вам не важно – тогда конешно же, нужно продавать ближние.
Мне кажется нужно оторваться от книжек и постараться быть чуть более гибким, очень трудно выразить некоторые идеи в книжках, уж я то точно знаю это. Но постараться понять можно.
26 февраля 2009 в 3:27
Всем привет. Пара замечаний. 1: раз уж решили торговать дельтой в расчете на быстрое и резкое изменение спота – лучше играть от ПОКУПКИ, – к чему ограничивать профит? 2: ДАЛЬНИЕ ПО ЭКСПИРАЦИИ опционы более чуствительны к изменению волатильности чем к споту. Все можно дальше и не расшифровывать полагаю…
28 февраля 2009 в 2:49
Я не буду спорить на счет покупки
Конечно лучше купить. Только трудно это объяснить трейдеру на пике волатильности с уверенностью в ее снижении, который торгует направленно. А это именно наша сейчас ситуация была.
8 апреля 2009 в 14:17
Здравствуйте Андрей! Я читаю почти все ваши статьи. Благодаря им я открыл для себя много нового. Ранше(до того как узнал о ваших статях)я не понимал опционы, хота много о них читал.
Не могли бы мне подсказать о надёжных брокерах с минимальными требованиями к депозитам, очень хочется практиковаться форекс опционами на реальном счёте с небольшим стартовым капиталом. Заранее спасибо,так как уверен что вы мне поможете.
9 апреля 2009 в 3:06
Сергей, спасибо за лестный отзыв! Наверное, форекс опционы – это не самый распространенный способ зарабатывания денег.
По минимальным требованиям – Finam. Это реселлеры услуг Саксобанка. Кажется, можно торговать от 500 долларов, но сейчас там такие спреды, что просто жизни нет никакой.
Остается один путь – прямые американские брокеры.
Вход обычно от 5000 долларов.
11 апреля 2009 в 14:17
день добрый всем ……….простите за наив я только учусь ……..но ведь опцион это право …так что же получается нет ни у кого желания его исполнять и дожидаться экспирации??????продав опцион и получив премию я получаю при не благоприятном движении рынка попадалово на деньги значительно большие нежели полученная премия становлясь покупателем базового актива …тогда в чем прикол ? продавать покупать надеясь что рынок я просчитал и покупатели лохи?……я только учусь может ответите мне без стеба на полном серьезе
11 апреля 2009 в 15:25
Продавать более рискованно, чем покупать. Но при покупке свои плюсы, а при продаже свои.
Считается, что продажа иногда более выгодна, если вы не берете больших прибылей и сильных движений, поскольку вы будете правы в 2х случаях из 3х. Цена в вашем направлении и на месте, против случая когда цена идет не в вашем направлении.
В случае же покупки, 2 против вас из 3х. Но зато выйгрыши могут быть значительные, а убытки минимальные.
Опционы редко исполняют и не обязательно выводят на экспирацию. Это связано с их ценообразованием. Всегда выгоднее продать, чем исполнить, но об этом я очень много писал.
Надеюсь, что я ответил на вопросы.
17 мая 2010 в 16:59
Правильно ли я понял:
раньше при продаже опциона на счет поступала премия-
при движении в нашу сторону (в сторону удешевления) при обратной сделке ( покупке ) мы получали прибыль,
при противоположном движении ( удорожание опциона) -убыток.
В настоящее время в случае с маржируемыми опционами – просто будет вариационная маржа,равная полученному убытку или прибыли от проданного опциона.
Есть желание продать put(145000) RTS 6.10 в расчете на потерю временной стоимости.
18 мая 2010 в 13:57
Да, все верно, сейчас прибыль убыток перечисляется ежедневно вериационной маржей, а не блокированием какойто бумажной суммы как раньше. Так же при продаже счет не увеличивается на всю премию, как раньше.
а почему в расчете на потерю временной стоимости вы пытаетесь продать опцион не “около денег”?
20 мая 2010 в 10:09
Да, наверное, “около денег” лучше.Я пока присматриваюсь.
20 мая 2010 в 14:27
У Чекулаева читал,что будущую цену опциона ( на примере кола) при покупке можно определить сдвигая цены предыдуших страйков.
А правильно ли будет определение будущей цены опциона так:
(предполагаемое изменение цены базового актива*дельта)-тета?
Если не так, то может подскажите как.
Спасибо.
20 мая 2010 в 23:46
2 Radik
ну в первом приближении верно, если вега равна 0, только вот рассмотрим опцион на РТС (страйк на деньгах – 130 000): вега равна 158, тетта -123!
Т.е. изменение веги на 1 даст бОльший эффект, чем тетта за 1 день!
27 мая 2010 в 10:20
Запутался в расчетах.
Например:продал я колл РТС за 3265, цена возросла до 5110.
С меня вариационка спишется – (5110-3265).Так.
Потом я закрываю позицию по цене 5100 и снова убыток (5100-3265).
Получается ,что дважды что-ли убыток фиксируется?
(минус вариационка и минус при закрытии позиции).
Спасибо.
27 мая 2010 в 10:29
Нет, ну ведь так не может быть, это нелогично, правда? Если бы со всех списывали дважды, ктото бы в два раза бы богател.
5110 – 3265 = убыток после клиринга, вариационка будет списываться только после клиринга и “новая цена” будет 5110.
Когда трейдер выкупает его по 5100 новый денежный поток бутет таким:
5110 – 5100 = 10
То есть после клиринга учет вариационной маржи пойдет уже от новых значений, а не от цены входа.
27 мая 2010 в 13:13
Андрей,спасибо.
Я и думаю как-то нелогично,но до конца ,видимо, не понимал.
Спасибо еще раз.
31 мая 2010 в 12:00
В интрнете много программ для анализа опционов,все больше в экселе.
Скачал себе Forts.xls и еще надстройку для анализа.
Не совсем ,понятно,для чего они.
Например,на опцион.ру весь анализ можно провести или я ошибаюсь?
Хотелось бы убедиться,что у меня правильный ход мыслей.
Например: в начале анализируем Базовый актив,решаем купить или продать тот или иной опцион.Далее анализируем возможные убытки и планируем позициию.
Например: опцион на фьючерс РТС 6.10.
Текущая цена БА=136500. Решаем продать колл со страйком 135000.
Теоретические цены:
125000 – 12125
130000 – 8125
135000 – 4790-
140000 – 2445
145000 – 1100
На всикдку можно сдвигать цены различных страйков в ту или иную сторону и прикинуть возможные убытки. Далее …
31 мая 2010 в 12:16
Рассчитать убытки можно и так:
)
Цена БА с 135000 стала 14000, тогда при дельте =0.65 цена опциона подорожает с 4790 (5000*0.65)= 8040 минус тета(-177) ,
тогда цена станет 8040-177 = 7863.
Не понятно,куда тут волатильность пришить
но надо при высокой волатильности продавать, при низкой -покупать.
Смотрю на опцион.ру график волатильности – вижу историческая около 20,
IV около 44,20, вроде высоко, тоесть можно продавать.
Вега ,если правильно понял, изменение цены опциона при изменении волатильности на 1%, тогда изменение волатильности с 44,2 до 43,2 при веге = 97,35 от цены опциона отнимаем 97,35.
А при повышении с 44,2 до 45,2 прибавляем к цене опциона 97,35.
Все ли правильно я понимаю или есть что-то, в чем я ошибаюсь?
Хотелось бы удостовериться, что все верно.Далее..
31 мая 2010 в 12:30
До конца не ясно, в директе есть теоретическая цена, на опцион.ру тоже есть – имеет ли смысл все это считать -ведь в теоретической цене все это есть? Наверное можно,просто взять котировки, рассчитать средне арифметичские между ценой покупки и ценой продажи, и методом сдвига цен пострайкам приблизительно знать возможные убытки?
Периодически рассчитывая экспозицию: тоже немного непонятно.
Например,купили мы колл(135000) по 5000 при дельте =0.6 ,
то есть при текущей цене БА = 136000 мы владемм 60% актива (81600).
Упала цена БА до 133000 и делта до 0.51,
владеем уже 51% от 133000 (67830). то есть разница = – 13770, но это же не наш убыток.
Цена опциона будет 5000-(3000*0.51)= 3470,
то есть наш убыток будет 5000-3470 = 1530. Как я понимаю,экспозиция нужна для коррекции позиции,если что-то пошло не так.
Большое спасибо за терпение. Много получилось писанины, но хотелось бы для себя прояснить эти вопросы.
1 июня 2010 в 18:17
От себя скажу, что я не заморачиваюсь на такие вещи как точная теоретическая цена. Цена БА сдвинулась на 1%, что легко может произойти в любой момент и вот уже кажущийся дорогой вход уже таким не является.
многа букаф…
Я не занимаюсь опционным скальпингом, потому кормлю тех, кто этим занимается.
На деле ровно середина между бидом и аском дает очень высокую вероятность входа в ближайшую минуту, чем я и пользуюсь.
Не стоит так же мешать историческую волатильность с подразумеваемой – это килограммы и сантиметры. Прошлое и будущее. Прошлое никак не влияет на будущее, а подразумеваемая волатильность – это рыночные ожидания прежде всего.
Ну и можно использовать любую модель, главное все цены считать внутри одной модели и все…
Если что-то упустил, сорри
27 июня 2010 в 17:53
Посливал тут, вариационка напрягает,отсюда,наверное, импульсивность и торопливость,что неприемлимо.
Андрей,наверное, если планируется держать позицию не один день, то можно на маржу внимание не обращать? Ведь имеет значение только цена входа и выхода ,а отсюда и итог: убыток или прибыль?
И еще: мне кажеться можно ставить стопы и тейк-профиты при торговле опционами, такая возможность существует же в альфа-директе.
Но у Вас это как-то не звучит.Или все-таки проще корректировать позицию по ходу движения БА?
Спасибо.
27 июня 2010 в 22:37
Ну какой-то риск-менеджмент быть все же должен
Может и не на вариационной марже, но все же нужно понимать сколько мы можем потерять и ставить цели по убытку также как и по прибыли.
Я стопы на опционы не ставлю. Я корректирую совокупную дельту и тету позиции.
Оставьте свой комментарий!
Партнеры проекта:
Индекс сайта (разработка)