Главная » Опционы и фьючерсы на FORTS

Статистический анализ рынка ФОРТС

24 февраля 2010 2,686 просмотров 26 комментариев

Почти все торгуют практически вслепую. Большинство трейдеров даже не задумываются об объемах сделок, о глубине рынка о том, что на нем в данный момент происходит. Исключение составляют наверное только скальперы, которые видят свой стакан и объем в своем стакане. У меня была давняя мечта иметь базу данных, в которой я мог бы видеть все сделки ФОРТС. На деле – это оказалось не такой уж и сложной задачей. Первая неделя успешно загружена в мою базу данных и пока я занимаюсь тем, что привожу ее в удобный для анализа вид, доступны уже некоторые интересные детали по сделкам за прошедшую неделю.

Идея как всегда грандиозная – сделать доступной такую базу данных через web, ведь большинство запросов к такой базе можно четко формализовать.

Интересуют объямы в разрезе контракта, динамика открытого интереса, волатильности, греки, спреды. Я что-то забыл? Поскольку я медленно разбираюсь с тем, что нужно сделать, буду благодарен за любые интересные мысли и “хотелки”.

Объем торгов в ближнем фьючерсном контракте за неделюВ качестве затравки приведу следующую информацию. За прошлую торговую неделю на ФОРТС совершили сделок более чем на 9 млн. контрактов, причем всего 0,54% сделок было совершено в дальнем фьючерсном контракте. Всем тем, кто мечтает о календарных фьючерсных спредах следует задуматься над этим фактом – ликвидность в дальнем контракте пока не очень…

Хочу обратить внимание тех, кто торгует только фьючерсом на  индекс РТС, объемы торгов по фьючерсному контракту на СБербанк сравнимы с объемом торгов фьючерсом на индекс РТС!

Сейчас уже нельзя сказать, что ликвидность у нас есть только во фьючерсе на индекс РТС, как минимум неплохо расторгованы еще три контракта, Сбербанк, Газпром и … рубль! Неожиданно для меня то, что Лукойл занимает всего 6-ое место по объемам, уступая фьючерсу на eur/usd, что тоже является маленькой победой ФОРТС над forex.

Объем торгов в дальнем фьючерсном контрактеАналогичная картинка есть и для 0,54% дальних фьючерсов. Они, в отличии от ближних, имеют более равномерную структуру, но к величайшему удивлению фьючерсный контракт на индекс РТС тут вообще в аутсайдерах и находится лишь на шестом месте, а лидер опять Сбербанк. Пока не могу сказать устойчивая ли это тенденция или локальный объем, связанный с большой продажей или покупкой сбербанка. Если вы хотите строить календарные фьючерсные спреды – есть шанс это сделать в Сбербанке и Газпроме. Осталось только нарисовать графики этих спредов, причем не гипотетические, а основанные на реальных, совершенных сделках. Этого графика в текущем посте не будет.

Объем торгов в разрезе часа на фьючерсе на СбербанкЕсли вы сомневаетесь, были ли объем в Сбербанке равномерным или это была единичная огромная сделка- то можно оценить такой график.

Теперь я могу построить график объемов с любой детализацией, оценить каждую сделку, которая прошла на рынке ФОРТС за любой промежуток времени, наблюдать тиковые объемы внутри минуты, вобщем любой каприз. Наверное, все это можно сделать в торговом терминале, но мне кажется, что там нет достаточной свободы.

Все, что было сказало – было сказано про фьючерсы. Но это не так интересно, как анализировать опционы. По опционам меня интересуют все сделки и их объемы по страйкам, которые отклоняются от страйка “около денег”, подразумеваемая волатильность каждой сделки. Это может быть полезно при выставлении ордеров на покупку или продажу опционов.

Объем торговли опционами в разрезе фьючерсных контрактовВы когда-нибудь задумывались какие опционы у нас торгуются на бирже? А какими реально торговать? Ответ даст следующая диаграмма.

То есть, честно говоря, торговали опционами на всего 8 фьючерсных контрактов, причем объемы на половине из них были ничтожно малыми. Обратите внимание на объемы, они указаны суммарно за неделю.

Иными словами, У нас есть индекс РТС, есть Сбербанк (надолго ли) и Газпром. С Лукойлом и тут довольно сложно, но пробовать можно.

Спреды будут уже в следующем статистическом обзоре и я был бы вам признателен за любые идеи. Может быть вам чего-то не хватает от статистики? Готов попробовать реализовать онлайн!

Что еще нужно сделать у меня на сайте:

  1. Подписаться на новые статьи по e-mail.
  2. Подписаться на ленту RSS.
Читать в Яндекс.ЛентеДобавить в Google Reader

Комментариев (26) »

  • Серж
    24 февраля 2010 в 16:34

    Ай ти инвест итересные обзорчики делает по опционному рынку (http://www.itinvest.ru/analytics_new/reviews/smartforts/3997/) у них что то интересное можно позаимствовать. Обзор раз в неделю выходит, если бы это было в онлайн было бы намного удобнее.
    Самое интересное на мой взгляд это открытый интерес по страйкам – по нему можно прикинуть куда цену не будут пускать большие дяди.

  • @ Reader One
    24 февраля 2010 в 17:17

    Интересует:
    Аномальные всплески объемов
    Put/Call Ratio

  • @ deen-ua
    25 февраля 2010 в 0:21

    интересует теоретическая часть.
    Почему так все смотрят на Put/Call Ratio. Доказательства, что это работает, в студию ! )))
    ну или своими словами, но аргументированно. Ибо фразы типа, ссыкуны больше путов тарять, значит пора за тушенкой, не принимаются)))

  • Андрей Крупенич (Автор)
    25 февраля 2010 в 0:58

    Дэн, тут я тебя поддержу. Я тоже не понимаю как может помочь этот индикатор. Тут бы примеры, график перед сильным движением и индикатор. Как только я доведу свою базу сделок до полной, я попробую сделать что-то подобное.
    Но идет в голову такая мысль – если увеличивается открытый интерес по пут опциону его кто-то покупает, а кто-то продает! То ест не вполне понятно к чему это, увеличение открытого интереса по опциону пут – к падению или к росту?
    Я бы ориентировался на подразумеваемую волатильность в этой сделке, была ли она ВЫГОДНЫМ предложением для покупателя? или продавца? Быть может кто-то скупал дешевые пут опционы, а может кто-то продавал излишне дорогие!
    Если кто-то пробовал покупать огромное количество пут опционов по цене хуже рынка, я бы напрягся :) А простая пропорция – это кажется очередной обман.
    Но я попробую доказать со временем :)

  • Константин
    25 февраля 2010 в 1:22

    полностью согласен тем более что неизвестно сколько путов является синтетическими колами и наоборот сколько колов является синтетическими путами

  • @ Reader One
    25 февраля 2010 в 12:08

    Я не знаю, работает ли PCR, но исследование интересно.

  • ples
    26 февраля 2010 в 23:42

    Про Put/Call Ratio и про то, что всегда один продает, а другой покупает.
    О нем (k) действительно довольно часто можно что-либо прочитать…
    Я Тоже долго не мог понять, есть ли в нем смысл. Потом, что-то где-то прочитал. Примерно следующее:

    - этот коэффициент приобретает логику, если понять, что делают крупные профессиональные инвестиционные дома на опционном рынке.
    - покупают большие пакеты опционов для защиты крупных пакетов акций, и м.б. готовы за это много заплатить (или это тоже только слова)
    - продают большие пакеты, чтобы заработать на самих опционах

    что они делают чаще? какое поведение им более свойственно? или в какие периоды какое?

    а так, да. Если простые массовые мелкие спекули на опционах, то Один продал, другой купил. :)

  • andrew
    27 февраля 2010 в 2:27

    А где вообще смотреть Put/Call Ratio на РТС “в прямом эфире”? :(

  • Сергей
    27 февраля 2010 в 8:42

    Добрый день!
    Работа по сбору и обработке статистической информации кропотливая и нудная. Отнимает массу времени. Имеет очень ограниченную ценность. Я на самом деле не понял цель Андрея. Зачем нужна эта информация? Все выводы из полученных данных лежат на поверхности….В самом деле, подскажите, в чём фишка? Может я что-то упускаю?

  • Алексей
    28 февраля 2010 в 15:11

    “Хочу обратить внимание тех, кто торгует только фьючерсом на индекс РТС, объемы торгов по фьючерсному контракту на СБербанк сравнимы с объемом торгов фьючерсом на индекс РТС!”

    Объемы фьюча на Сбер 1,5-2 ярда за дневную сессию, на фьюч РТС 30-40 ярдов (может и больше). По-моему дааалеко не сравнимы…

  • Андрей Крупенич (Автор)
    28 февраля 2010 в 23:00

    Хм, а чем известен schaeffersresearch.com ? Я вот тоже его почитываю, а вот откуда ноги растут не пойму…

  • Андрей Крупенич (Автор)
    28 февраля 2010 в 23:03

    Алексей, да, спасибо за поправку. Если считать в рублях, то разница – драматическая.
    Только вот не правильно это, считать в рублях, мы же не институциональные инвесторы, нам нужна ликвидность. А ликвидность – это количество контрактов, которое торгуется за день или неделю. А вот то, что фьючерсный контракт на сбербанк номинально стоит в 10 раз больше, так ли это важно в оценке ликвидности, если я покупаю или продаю 5 контрактов?
    А если сделать контракт на 1 млрд, то 2 сделки будет в этом инструменте мегаликвидностью, да?
    Вобщем за замечание спасибо, надо было об этом сразу упомянуть…

  • @ Reader One
    1 марта 2010 в 0:02

    schaeffersresearch.com когда-то нагуглил, когда искал options screener
    показался солидным ресурсом

  • @ Reader One
    1 марта 2010 в 0:30

    The company was formerly known as Investment Research Institute, Inc. and changed its name in 1998. Schaeffer’s Investment Research, Inc. was founded in 1981 and is headquartered in Cincinnati, Ohio.

  • @ giarvel
    2 марта 2010 в 21:31

    Привет всем!
    Тут несколько постов выше обсуждается коэф. ПУТ/КОЛЛ. мои соображения: я стал раздельно смотреть на ITM, OTM, ATM, ATM -1strike
    Имею гипотезу: глубоко в деньгах с удовольствием продают и далеко вне денег с удовольствием покупают DUMP MANY; SMART MANY – наоборот.
    Центральный страйк – отдельная песня.
    страйк на 1 вне денег – тоже.
    Пока набираю статистику (не смог достать исторические данные) и уже кое что интересное выресовывается.
    Т.к. я ежедневно подсчитываю PayRoll-функцию – вкупе получается некая “прогнозность”. Если это кому-то интересно – скажите; разовью тему

  • Андрей Крупенич (Автор)
    2 марта 2010 в 21:42

    Мне интересно, тема для того и создана.
    1. Какой статистики не хватает? В смысле каких исторических данных?
    2. Согласен полностью! страйки без денег и около денег нужно разделять и обрабатывать отдельно.
    В моей базе данных по сделкам с опционами я ввел дополнительное поле – цена фьючерса (БА) в момент заключения сделки, то есть можно анализировать сделки, удовлетворяющие условию “около денег” и отдельно все остальные.

  • @ giarvel
    2 марта 2010 в 22:31

    Оперативно! Привет, Андрей!

    1.Какой статистики? Нет у меня на компе данных за длительный период. А хотелось бы иметь: скажем, от начала 2007 года сделки по ВСЕМ торгуемым на тот момент страйкам и фьючам (говорю только о фьюче на индекс РТС); тиковый так сказать. Пробовал скачать с самой РТС – безрезультатно (или я ламер). Если есть такой архивчик – готов принять. желательно чтоб были поля: дата, время, фьюч на момент сделки, вола на момент сделки которую давала РТС, тип (ПУТ или КОЛЛ) и дата экспирации (можно просто тикер),страйк, цена премии, количество котрактов в сделке.

    2. В предыдущем посте моем не отпечатался знак ” “. Т.о. я раздельно от группы DUMB (”глупцов”) смотрю для CALL страйк ATM 1, а для PUT смотрю ATM-1 страйк. Т.к. часто “неглупцы” при ожидании сильного движения совершают сделки и там.

    ГОСПОДА! ДАЙТЕ МНЕ ИСКОМЫЙ АРХИВЧИК – А Я НЕ ПОСТЕСНЯЮСЬ и поделюсь с цифрами в руках. На данный момент наблюдаю ряд формульных зависимостей, в которых интересны именно пороговые значения – как некий индикатор СЕНТИМЕНТА, пригодный для определения точек разворота.

    Георгий

  • @ giarvel
    2 марта 2010 в 22:34

    Странно! знак “ПЛЮС” не пропечатывает в посте напрочь! ))

  • Даниил
    2 марта 2010 в 23:12

    Да…ребята, это уже чистой наукой пахнет))

  • Андрей Крупенич (Автор)
    3 марта 2010 в 1:02

    На файловом архиве РТС есть данные за каждый торговый день.
    Можно скачать все скопом и загрузить в любую базу данных.
    Я пока не обладаю ВСЕМ архивом, но это дело техники (плюс) времени (плюс) желания.
    FTP:ftp.rts.ru/pub/info/stats/history/F
    Можно рыть туда, свои разработки могу показать через некоторое время как доделаю до точки.

    ЗЫ плюс и правда не печатается… удивительный баг или фича..

  • Константин
    3 марта 2010 в 2:33

    По моему пргнозировать движение БА по соотношению открытых позиций колов и путов не даст ничего хорошего по ряду причин :

    1) Изза синтетических позиций
    2) При создании дельта нейтральных стратегий как правило не имеет значения из каких опционов (кол или пут) она состаит а на статистику влиять будет
    3) Также навредят статистике и спреды Можно собрать бычий спред как из колов так и из путов (про пропорциональные спреды я вообще молчю)
    4) И наконец почему правы должны быть покупатели опционов а не продавцы

    Если на что и стоит посматреть то на исктевление улыбки волатильности то есть посмотреть в каком направлении от ценрального страйка волатильность выталкали вверх покупатели а в каком пржали вниз продавцы

  • @ deen-ua
    3 марта 2010 в 8:38

    2 Константин
    1

  • @ deen-ua
    3 марта 2010 в 8:43

    Ой, плюсик не пропечатался )))
    “плюс один”

  • Сергей
    3 марта 2010 в 10:19

    Да, точно. А посмотреть улыбку волатильности можно на option.ru, в готовом виде!

  • Андрей Крупенич (Автор)
    3 марта 2010 в 23:42

    Буду вас переубеждать :) Наверное уже в новых темах. В любом случае, спасибо за комментарии, мнения и идеи – все это очень важно!

Оставьте свой комментарий!

Система Orphus

Будьте вежливы к читателям, придерживайтесь темы и выражайтесь четко и ясно. Комментарии модерируются автором сайта.

Для подписки на новые статьи введите адрес электронной почты: