Пример управления опционным портфелем
Ни для кого не секрет, что торговля опционами значительно отличается от обыкновенной торговли на рынке базового актива, но тем временем мало кто понимает в чем. Я стараюсь не давать рекомендаций задним числом, но небольшой разбор своих позиций за последний месяц дать могу. Мне очень хочется, чтобы торговец опционами в каждый момент понимал что есть у него в арсенале. На практике это постигается довольно легко, особенно если рядом есть человек, который может объяснить те или иные действия. По книжкам, к сожалению, учиться очень трудно. Надеюсь, что и вы расскажете о каких-то своих методах.
Изначально, в двадцатых числах декабря 2009 года фьючерс на индекс РТС торговался в районе 1450 00 и мой взгляд на рынок был негативный, иными словами, я решил его продать. В качестве продажи была выбрана вполне логичная продажа ближайшего, январского опциона колл со страйком “около денег” 1450 00. Расчет был на то, что откроемся мы ниже и за несколько дней, оставшихся до экспирации мы просто не успеем уйти “в деньги”, то есть я получу всю премию за опционы. Так с коротким опционом колл 1450 00 я и ушел на каникулы.
Вывод №1: Не бойтесь продавать опционы “около денег”, у вас будет много возможностей для управления такой позицией.
Открытие после нового года было довольно безрадостное, по крайней мере для меня, и еще до него можно было размышлять как именно нужно поступить, чтобы минимизировать свои потери. Роллирование – это выход, но до экспирации оставалось совсем мало времени, а действовать нужно было быстро, а самое простое, что можно сделать – это постараться смягчить удар, уменьшив совокупную дельту позиции. Поскольку я все равно не готов был покупать рынок не смотря на его серьезный рост и радужные прогнозы аналитиков, я продал то же количество опционов этой же январской серии, что было продано мною до нового года, но уже опционов пут и страйка 1550 00. Эти опционы пут были чуть чуть в деньгах и цена их была в районе 2900, что позволила мне приподнять точку безубытка на 29 индексных пунктов выше.
Вывод №2: Если ситуация развернулась против вашего понимания и ожиданий – смело уравнивайте дельту в ноль или близко к тому и смотрите на развитие событий. Дальше станет понятно что делать.
Чуда не случилось, все вы помните. Рынок вырос и 1450 00 проданные колл опционы превратились в точно такое же количество фьючерсов, а проданные пут опционы 1550 00 истекли “без денег”. Не буду приводить точную премию, полученную мною за проданные опционы колл 1450 00 в декабре, для круглости расчета возьмем 6100 пунктов, а хедж-позиция еще 2900. Иными словами премии я получил 9000 пунктов и продажу фьючерса по цене 1450 00 или более понятно – точка безубытка переместилась в 1540 00 по фьючерсу, а рынок находился немного выше этих значений. Прикольно остаться поуши во фьючерсах против тренда? Мне – не очень, потому еще за несколько минут до экспирации, понимая, что проданные опционы сильно в деньгах и поставки фьючерсов по ним уже никак не избежать, я продаю опционы пут против всей позиции еще раз, за все те же 6000 п. премии за каждый. По сути я получаю синтетический проданный колл опцион страйка 1550 00 с точкой безубытка ровно в 1600 00. Если мы идем вверх, то мне будет нужно продавать еще пут опционы страйком выше в надежде на откат, а если мы идем вниз, то на экспирации я получу длинную позицию вместо проданного пут опциона, которая уравновесит мою короткую во фьючерсах , а сам я останусь с деньгами и без позиции
Вывод №3: Нужно действовать решительно и если после экспирации вы получаете слишком большую позицию – не дожидаясь негативного развития событий старайтесь свести свои риски к минимуму! Не нужно ждать от рынка нужного направления, но жизненно важно контролировать риск!
Наверное все помните, что цена фьючерса на индекс РТС была выше 1600 00, около 1610 00, но я решил так – вмешиваться буду после уверенного пробоя 1600 00, желательно через 2 страйка в страйк 1650 00 и это мне помогло не наделать глупостей.
Вывод №4: Не думайте о том, куда пойдет рынок, но думайте о том, как вы будете действовать, если рынок двинется вверх, вниз или будет стоять на месте. Если у вас будет четкий план, вас будет трудно сбить с правильного пути даже серьезными “нерыночными” колебаниями.
Наконец-то! Я получил свое. Сначала мой синтетический проданный опцион колл ушел в состояние “без денег”, фьючерс на индекс РТС переместился в зону ниже 1550 00, а потом и стал сильно “без денег”, когда мы взяли еще 2 страйка вниз на уровень 1450 00. Все знают что делать с проданными опционами “без денег”? Если нет, то вывод:
Вывод №5: Выкупайте опционы сильно “без денег” или роллируйте их в состояние “около денег”.
С обычным опционом все ясно, а что же с синтетическим? Да все то же самое. Если вы продали опцион “около денег” с большой временной стоимостью, то когда он стал “в деньгах”, то уже не обладает должным потенциалом по временной стоимости и его бы нужно заменить на более прибыльный или закрыть всю конструкцию, к тому моменту она принесет уже приличную прибыль.
В моем случае из первоначальных 6000 пунктов временной стоимости осталось всего 1500 и я решил закрыть такую позицию полностью. Но возникает довольно простая мысль: рынок вполне может остаться ниже 1550 00 и тогда я теряю целых 1500 пунктов премии, что не очень хорошо, но вдруг рынок начнет расти выше 1550 00, то я получаю проблему. Самое важное на мой взгляд – это уйти от рисков.
Возьмем опцион колл 1500 00 страйка ближайшей серии. Он стоит 3000 п., то есть если я продам этот колл опцион, то вместо двух моих синтетических опционов колл можно оставить один обычный проданный опцион колл страйка 1500 00, и если рынок останется ниже 1500 00, тогда я получу всю премию. Иными словами, я получаю столько же прибыли, но моя позиция сокращается вдвое. А называться это будет – роллирование синтетического опциона!
Кто спросит а что дальше? А все по кругу – роллируемся, выравниваем дельту, переносим опционы из состояния “в деньгах” и “без денег” в состояние “около денег”, работая своим исключительно взглядом на рынок для определения целей, входов, выходов и пересмотра позиций.
Я постарался рассказать о технической стороне управления портфелем, но есть еще и предварительный анализ, которого я не коснулся, но который всегда появляется у меня на сайте до совершения сделок, поскольку сначала должна быть идея.

28 января 2010 в 21:35
Великолепнто, но вот пятый вывод вызывает не однозначные ощющения.
Зачем собсвенно ролировать короткий опцион из “без денег” в “около денег”, если он выполнил свою функцию, и идею “сигнал” можно записать в журнал побед.
28 января 2010 в 22:17
Полезно!
29 января 2010 в 1:28
Спасибо! Побольше таких статей.
29 января 2010 в 1:41
Дэн, ну вот смотри, я продал индекс и на 145000 уже не имею потенциала премии, но все еще жду существенного снижения или как минимум отсутствие роста.
Зачем мне держать опцион “без денег” проданный колл 155000, который, на мой взгляд, истечет “без денег” и я получу-таки свои оставшиеся 1500 п. премии, когда если мой взгляд все еще негативный я могу продать 145000 за 6000п и получить в 4 раза больше или уменьшить свою позицию в 4 раза?
То есть по тренду можно постоянно переносить свой опцион в “около денег”, чтобы постоянно иметь максимальную тету.
Например можно увеличить временную составляющую в 4 раза, а позицию уменьшить в 2 раза. А потом еще раз ту же операцию и даже если мы развернемся и рынок пойдет против меня, то на выходе мы получим незначительную позицию.
Я понятно выражаюсь или говорю опять сам с собой?
29 января 2010 в 8:18
Я прекрасно понимаю твою мысль. То что ты описал в коментах, не является монологом )))
Эфект с уменьшением кол-ва и сдвижкой страйка к денгам для короткого опциона, мне понятен, так как сам его использую. Непонятки вызваны Выводом №5:
– “Выкупайте опционы сильно “без денег” или роллируйте их в состояние “около денег”.”
Тут ведь ничего не сказано про изменение кол-ва лотов, и я по умолчанию принял количество равное первоначальной позе. А вот эти действия и вызывают неоднозначные чувства.
29 января 2010 в 10:14
Каждый, сам определяет(свою) меру риска.
Кто-то вообще,продает далекие опционы. Риски минимальные,прибыль стабильная..
29 января 2010 в 16:17
Добрый день!
Не могли бы вы как-нибудь написать про собственно процесс покупки/продажи опциона? Там такие спреды, что если тупо заходить маркетами то Роллирование будет очень дорого обходиться! Смотрю сейчас там спред покупки/продажи 2000р… А если выставить лимитник, то его никто не купит – я побовал там кто-то упорно перебивал мою заявку в 10 раз большим чем у меня лотом. Наверное вы решили эту проблему как-то?
29 января 2010 в 16:18
Дэн, уменьшать количество – мне ближе, но если этого не делать на трендовом рынке, то получится больше прибыли, за счет постоянно высокой теты.
Тут уж, как правильно заметил Артем, каждому своё. Мне кажется если кто уже до этого момента разобрался – сможет сам принять решение в этом вопросе – оставлять больше риска или его уменьшать.
Но спасибо, что вытащил на свет вопрос об изменении открытой позиции при роллировании. Я как-то совсем упустил это из виду.
29 января 2010 в 16:23
Tim,
1. выбирать более расторгованные страйки и серии.
2. ставить лимитник по справедливой цене + небольшая премия.
3. Присутствовать в стакане, заявлять о намерении совершить сделку, иначе не будет контрагента.
4. Быть чуть терпеливее, опционы не терпят суеты.
Проблема с ликвидностью есть, но она не стоит как что-то смертельное. Кто хочет сделать сделку – сделает ее по цене близкой к теоретической.
29 января 2010 в 18:29
Конечно, продавать путы на фьючерсы может быть выходом. Но чтобы ты делал если бы истекли бы ещё и фьючерсы?
29 января 2010 в 22:13
Андрей, а почему Вы, имея медвежий взгляд, продали колл, а не — купили пут?
29 января 2010 в 23:00
Илья, роллировался бы в следующий
А вообще – превратил бы это в продажу волатильности в определенный момент и тупо дотянул бы до поставки (расчета в моем случае) фьючерса и там бы расстался с позицией полностью с каким-то результатом.
29 января 2010 в 23:04
Товарищ Г (странное имя и e-mail),
я выбирал продажу колл опциона, потому что 11 дней праздников. Временной распад не давал мне покоя. Кроме того, продажа опциона дает преимущество на размер премии, а покупка опциона ровно на размер премии топит, в случае, если ситуация развивается против…
30 января 2010 в 21:18
Андрей я правильно понял ты продал колл по цене 14500 затем продажа пут 15500 и еще была короткая позиция по фьючерсу по цене 14500….
31 января 2010 в 0:24
Ваша фраза Андрей:
“Если мы идем вверх, то мне будет нужно продавать еще пут опционы страйком выше в надежде на откат, а если мы идем вниз, то на экспирации я получу длинную позицию вместо проданного пут опциона, которая уравновесит мою короткую во фьючерсах , а сам я останусь с деньгами и без позиции”.
Вопросы : если рынок идет вверх, то до каких пор Вы будете :” продавать еще пут опционы страйком выше в надежде на откат”?
Каково значение принимаемого Вами риска и когда Вы “сдадитесь” на повышающемся рынке?
В чем состоит управление рисками в этом случае, если Вы будете :” продавать еще пут опционы страйком выше в надежде на откат”? ? Как Вы учитываете в планировании таких сделок время до экспирации?
Существуют ли количественные характеристики (в деньгах и вероятности) расчета рисков подобных сделок.
Какую часть торгового капиталла вы позволите инвестировать в единичную подобную сделку и на основе каких расчетов?
31 января 2010 в 0:29
Андрей, а как Вы определяете вероятность того, что цена достигнет Вашего страйка? На глаз или статистика или третье?
1 февраля 2010 в 14:50
Здесь я в первые,быть может вопрос не по теме, но всёже нашёл стратегию:
long box: покупка колл(страйк А),продажа колл(страйк В),покупка пут(страйкВ), продажа пут(страйкА).А<В
short box: наоборот.Если сформировать портфель из обоих конструкций будет ли он хотя бы безубыточным.
1 февраля 2010 в 17:40
Михаил
покупка колл,продажа пут (страйкА) = ,длинная позиция по базовому активу.
покупка пут продажа колл (страйкВ) = ,короткая позиция по базовому активу.
Открывать одновременно длинную и короткую позицию беперспиктвно (мягко говаря) тем более через опционы.
1 февраля 2010 в 17:57
Спасибо за ответ!
Глупый однако вопрос новичка: как считать теоретическую цену? Согласен на ссылку в RTFM. Вопрос правда не в формуле, а в том – может где-то есть калюкулятор?
1 февраля 2010 в 19:15
pol, короткая позиция по фьючерсу от 145000 получилось на экспирации проданного колл опциона 145000. Сам бы я такого никогда не сделал
1 февраля 2010 в 19:24
Bender,
Я исхожу из значений текущей волатильности и максимальной совокупной дельты портфеля (экспозиции). К примеру, если я возьму 1 проданный фьючерс и один опцион 150000 страйка при фьючерсе 150000, где премия за опцион будет 5000 и срок 1 месяц, то я переношу точку безубытка в 155000 по РТС, хотя при росте выше 155000 я получаю совокупную дельту такой позиции -1. То есть 1 короткий фьючерс. Дальше я могу продолжать делать то же самое до бесконечности. Если я буду смотреть вверх по рынку, то я могу постоянно уравнивать совокупную дельту портфеля в ноль и собирать временной распад.
Чаще всего, я принимаю для себя какое-то значение максимальной дельты, которое я могу держать.
Например, 25 проданных фьючерсов и 35 проданных опционов пут. Моя дельта – отрицательная, но при росте 5% я не несу убытка только за счет временного распада.
Я могу иметь на счете десятки разных страйков и мне на самом деле часто наплевать на то истекут ли они “в деньгах” или “без денег”, мне все равно, я управляю совокупной тетой позиции и совокупной дельтой, стараясь при управлении позициями убирать из портфеля опционы “в деньгах” и “без денег”.
Уфф, старался как мог подоходчивей, но все равно получилось несколько сумбурно…
1 февраля 2010 в 19:28
Михаил,
попробуйте!
по сути вы получаете 2 спреда. пут и колл спреды соответственно. Такую позицию можно забить в опционный калькулятор, к примеру на сайте option.ru и используя реальные цены посмотреть, где у такой стратегии будет прибыль, а где убыток.
Небольшое дополнение к подобного рода стратегии – если взять непропоциональное количество проданных колл и пут опционов по отношении к купленным, то может получиться интересная конструкция, которая имеет неформальное название “сиськи”
Тim,
есть масса опционных калькуляторов, которые позволяют считать все, что угодно, в том числе и теоретическую цену. Ну и о ценах биржи не стоит забывать.
1 февраля 2010 в 20:39
Здравствуйте, Андрей!
Огромное спасибо за статью. Много полезного подчерпнул из ваших статей, в декабре построил позицию Short Strangle, ваши советы по управлению позицией позволили не растерять деньги и здоровье
Вопросы по поводу статьи:
1. Short Call 1450
2. Short Strangle 1450-1550
3. Синтетический колл? Вы остались с фьючерсами?
Путы какой даты исполнения вы продали?
4. Как вы сроллировали синтетический колл? Этот вопрос возник из непонимания третьего пункта
Заранее спасибо за пояснения.
http://www.option.ru/analysis/option#position
28_01_2010/28_01_2010
в портфеле 1 и 2 я взял мартовские опционы, просто для того чтобы видеть как меняется профиль доходности.
1 февраля 2010 в 23:23
Андрей! А насколько реально “за несколько минут до экспирации” выйти не сильно пострадав? Там в стаканах еще будут приличные контрагенты?
> Прикольно остаться поуши во фьючерсах против тренда? Мне – не очень, потому еще за несколько минут до экспирации, понимая, что проданные опционы сильно в деньгах и поставки фьючерсов по ним уже никак не избежать, я продаю опционы пут против всей позиции еще раз, за все те же 6000 п. премии
2 февраля 2010 в 13:43
Андрей, получилось хорошо, падающая тета и в меня всегда вселяет надежду. При 5% роста Вы по-нулям, а при росте в 20% – что будем делать? Тут падающей теты может и не хватить на покрытие резвости базового актива. Опять же выравнивание дельты тоже штука затратная. Мне представляется, что без четкого расчета величины позиции чувствовать себя комфортно затруднительно.


Почему вы открываете такой объем (не соотношение)позиций: 25 фьючерсов и 35 опционов, а не в десять раз больше или меньше (это из вашего примера)- интуиция (интуитивного) трейдера или расчет. Для примера (пишу по памяти в октябре 2009) базовый актив : акции VW (фольксвагена), загнали на фоне пикирующих фондовых рынков с уровня 200 евро на уровень 500 за пару недель.
“Народ опционный” выносили и складывали штабелями (доходило, без шуток, до самоубийств). Прикладываю графики для иллюстрации этого случая. И что Вы можете порекомендовать своим читателям : развивать интуицию?
2 февраля 2010 в 13:45
Здесь фокус на мой взгляд Михаил и Андрей в следующем:
1 когда базовый актив идет вверх : естественно, вы можете продать дорого колл вне денег и купить дешево пут.
2. когда базовый актив идет вниз: наоборот.
Из этого можно соорудить, при желании, бокс, просто и, на мой взгляд, элегантно.
Вот и все, так сказать, “сиськи”. Хотя, полагаю, и с ними побаловаться так же интересно.
4 февраля 2010 в 9:55
Тема “сисек” не раскрыта! Требую картинки в студию!
4 февраля 2010 в 12:07
Мне кажется, что продавать опционы на акции это аморально, для этого следует искать более тяжелые вещи, типа сырья какого нить или индексов могучих, ну это на мой взгляд.
4 февраля 2010 в 17:34
Сергей,
да, все верно.
Стренгл привел к поставке короткого фьючерса, против него был продан февральский, ближайший, месячный пут опцион 155000. Это – синтетический колл 155000, верно?
Если закрыть эту позицию, а открыть просто короткий колл опцион 150000 на страйк ниже – то получается натуральное роллирование синтетического опциона, правда в обычный
Надеюсь теперь все понятно?
4 февраля 2010 в 17:37
ples, все реально, я же могу выбрать пут опцион сразу из двух серий и как минимум 3х страйков, если приспичило.
Вообще не бойтесь ставить заявки по теоретической цене в стакан – найдется контрагент, может не через 5 мин, а через 15, нужно быть только чуть более терпеливым.
Я призываю всех объявлять о своем намерении совершить сделку заявкой, а не искать пока вам предложат нужную вам цену.
Всем выйти из тени!
4 февраля 2010 в 17:42
Bender,
показывающий непропорциональность. Объем нужно согласовывать исходя из размеров депозита. Я напишу подробно всю свою торговую стратегию отдельной статьей.
Вот пут опционы – можно вполне.
25 и 35 – это был пример, просто пример
Если есть опасения резких движений – покупайте опционы, а не продавайте или страхуйтесь покупкой опционов “без денег”.
Ну и еще, я описывал индексные спекуляции, для опционов на акции думаю продавать колл опционы – это жесть. Риск, который может привести к потере депозита. Не рекомендую
Даниил – полностью поддерживаю! Но уточняю, непокрытые колл опционы лучше не продавать.
4 февраля 2010 в 17:45
Илья, “сиськи” в отдельном обзоре
Иначе тут уже не разберемся кто о чем говорит
4 февраля 2010 в 17:50
Э…
Я думаю с “сиськами” проблем не будет. Каждый сам себе представит то что хочет.
Сиськи, они и в Африке сиськи !!! Тут не запутаешься
4 февраля 2010 в 21:49
“Надеюсь теперь все понятно?”
Урра!!! Теперь я понял!
1. Short Call 1450
2. Short Strangle 1450-1550
3. Синтетический Short Call 1550
4. Роллирование,
Синтетический Short Call 1550
– Short Call 1500
Сокращение позиции вдвое, временная стоимость двух
синтетических 1550
равна стоимости одного 1500
http://www.option.ru/analysis/option#position
28_01_2010/28_01_2010
Еще раз спасибо за пояснения!!! Четвертый пункт не совсем мне еще ясен, как раз сейчас нужно будет роллировать колы около 1400, буду еще читать.
5 февраля 2010 в 1:22
На мой взгляд, пока нет количественных характеристик в управлении портфелем с четкими критериями, нет собственно управления рисками. А критерии: если боитесь или не боитесь – лучше применять не к выбору стратегии, а величине позиции. А жестью могут стать и индексы, когда волатильность превышает историческую и управление портфелем -интуитивное. Опасение же резких движений желательно иметь постоянно (например, 11 сентября- очень многих “выбило”).
5 февраля 2010 в 3:35
Сергей,
а что его роллировать – выкупать и делу конец, он уже почти ничего не стоит. Собственно конец стратегии продажи колла 1450 до нового года.
5 февраля 2010 в 3:40
Bender, я еще раз повторяю, что есть количественные характеристики портфеля и это обязательно. У меня мониторится дельта и тета, за пределы предельно допустимых значений я им выйти не даю. Они расчитываются исходя из моего депозита и аппетита к риску.
Но это уже детали.
Примеры расчетов я приведу в отдельном обзоре, поскольку это выходит за рамки одного комментария.
Риски мне однозначно, четко и очень доходчиво показывает профиль доходности стратегии. Я мониторю каждый инструмент отдельно, каждую экспирацию отдельно. До входа задаю предельные параметры и дальше работаю с дельтой так, как будто я торгую на споте.
Риски непокрытых продаж опционов обходятся путем установки стопов на рынке базового актива и это позволяет управлять ими, не всегда правда успешно
Что же до 11 сентября – грамотный трейдер не рискует последними штанами, случается всякое и я допускаю риск потери депозита отличным от нуля на подобном форс-мажоре. Это элемент игры, надеюсь никто не будет спорить с этим.
5 февраля 2010 в 9:41
Я про свой проданный стрэнгл и идею роллирования с уменьшением позиции вдвое, не все мне пока ясно
7 февраля 2010 в 20:03
супер
оч интересная статья, нужно попробовать использовать на практике все тут описанное
пока что восновном торговал опционы далеко “без денег”
7 февраля 2010 в 20:11
Андрей вот в этом месте, см ниже, ты какие путы продал. Это февральские? А страйк какой?
> еще за несколько минут до экспирации, понимая, что проданные опционы сильно в деньгах и поставки фьючерсов по ним уже никак не избежать, я продаю опционы пут против всей позиции еще раз, за все те же 6000 п. премии за каждый. По сути я получаю синтетический проданный колл опцион страйка 1550 00 с точкой безубытка ровно в 1600 00.
8 февраля 2010 в 15:21
Осторожно! Чупакабр в комментах
Мне кажется основной смысл опционов именно “около денег”, иначе это черт знает что. Но кому-то нравится поп, кому-то попадья, а кому-то поповская дочка.
ples, да, февральские, уже отвечал на этот вопрос в одном из комментов.
“По сути я получаю синтетический проданный колл опцион страйка 1550 00 с точкой безубытка ровно в 1600 00″
Страйк 1500 00 .
Вобщем пока отлично себя чувствую с этой конструкцией, голые 150000 роллированные проданные коллы рискуют остаться “без денег”. Можно выкупать и забыть об этой позиции.
Оставьте свой комментарий!
Партнеры проекта:
Индекс сайта (разработка)