Главная » Архив о рынках

Что нас ждет в 2010 году?

9 января 2010 2879 Просмотров 25 комментариев

Ну вот и прошел целый год. Очень забавно читать то, что волновало в прошлом году и оценивать свои прогнозы. В целом можно сказать, что в данном случае не сработало правило: хочешь прослыть дураком, прогнозируй на завтра, а мудрецом – на годы. Все равно по сути ничего спрогнозировать не удалось.

В качестве наглядной иллюстрации я хочу обратиться к графику фунта, который и олицетворял для меня кризис, каким он должен был быть. Кстати именно в Англии кризис очень ощущается, в 2009 году я дважды был в Лондоне и оба раза я мог прочувствовать ту разницу в жизни людей, которая существует между россиянами и британцами.

Но обо всем последовательно и по порядку, я останусь верным себе и буду оценивать все те же активы: фондовые рынки, нефть, доллар и рубль.

Во-первых, депрессии не получилось, Сергей оказался прав. Тут можно сделать единственный вывод – я, как большинство других участников торгов оказался во власти эмоций. Но V-образный отскок мало кто рассчитывал, но он случился. Одно остается в оправдание: падение началось с практически 2500 п но индексу РТС, а в конце года индекс находился ближе к 1500, что нельзя назвать полноценным восстановлением, а лишь гипертрофированным снижением, что рынок и компенсировал в 2009 году.
Возвращаясь к прогнозам на 2010, я остаюсь медведем и ожидаю или вторую волну, или существенную депрессию в 2010 году. То есть буду торговать от пут опционов (от продаж) и от покупок опционов, поскольку исторические волатильности сейчас находятся на очень низких уровнях. Советую наблюдать за индексом волатильности VIX.

Во-вторых, некоторые прогнозы по рублю. Ложка меда в моем видении 2009 года – рубль действительно оставался вблизи заветных 32 рублей и закрытие выше 30 рублей за доллар обусловлено нефтью, которая никак не может остановиться.

На 2010 год я останусь верным своим прогнозам: рубль останется стабильным и будет следовать динамики евродоллара на мировых рынках. Мне кажется коридор в 29-33 рубля за доллар с моей точки зрения справедливым, а что-то сверхъестественное – маловероятным.

В-третьих, нефть. Коридор не ниже 30 и не выше 100 был слишком широк. Выше 100 мы действительно не прыгнули в 2009 и не прыгнем в 2010. Мое видение сохраняется, но нижнюю границу я подниму до 50 долларов и диапазон не ниже 50 долларов и не выше 100 – приму за ориентир на 2010 год.

Ну и в-четвертых, предлагаю посмотреть на графики фунта и евро к доллару и оценить их перспективы. Я давно поглядываю за фунтом и в его графике я вижу то, что должно было быть со всеми нами, против того, что происходит на самом деле. Мне кажется мое видение рынков все на этом графике – daily GBP/USD. Даже лишних слов не нужно, но аналогичная картина в EUR/USD почему-то не наблюдается. Что это и почему – я не могу понять и буду признателен, если вы выскажете свое мнение.

фьючерсы и опционы  Что нас ждет в 2010 году?

Фьючерсы и опционы на lowrisk.ru

Тот отскок, что получился на графике фунта выглядит более “нормальным” что ли, оставляя хорошую возможность появления второй волны и далее вполне логичного роста пары. Или это опять же лишь мое видение? Кто-то наверняка захочет торговать тут от покупок уже с текущих уровней?

фьючерсы и опционы  Что нас ждет в 2010 году?

Фьючерсы и опционы на lowrisk.ru

Вторая картинка – EUR/USD и к ней уже больше вопросов. Не смотря на мой прогноз на 2009 год в 1,60 по паре и продолжению роста к 2,0000  – техническая картина иная – она за рост доллара. Если присмотреться внимательно, то ее начало вполне могло бы было случиться летом 2009 года (красная стрелка с цифрой “1″), но доллар упорно слаб, не обращая внимания ни на что.  Сейчас есть шанс развития событий по сценарию “2″, что даст хороший потенциал для последующего роста. Если у вас есть комментарий – я очень прошу черкнуть пару строк о вашем взгляде.

Если коротко все резюмировать – то в первой половине года я ожидаю существенную коррекцию, которая станет хорошим поводом для еще большего оздоровления экономик. Большие деньги начнут входить в рынок “надолго”, что сформирует в конце 2010 года начало нового бычьего тренда, который продлится много лет.  Как вы относитесь к такому оптимистическому взгляду? Или опять получится немного мимо? Я буду рад вашим комментариям.

Похожие записи:

  1. Что нас ждет в 2009 году? Я очень хочу возвратиться к славной традиции загадывать наперёд что будет, а потом, задним числом, всячески вертеть свое предыдущее видение...
  2. Что нас ждет в 2008 году. Решил вот сесть и прикинуть, куда же работать в новом, 2008 году. Вернее как и над чем. Какие проблемы ждать,...
  3. C Новым Годом 2010, друзья! Наверное не рано. Сейчас уже самое время начинать празднование нового года не смотря на то, что нам предстоит еще два...
  4. Мне кажется нас ждет суровое открытие. Достаточно лишь показать графики, а все остальное и так понятно. Графики часовые. Двойная вершина на первом графике нефти WTI еще...
  5. С Новым Годом 2009, друзья! От себя лично хочу поздравить вас, уважаемые читатели, с наступающим праздником. Как часто сегодня можно слышать, этот год был экстремально...

Всего написано комментариев: 25

  1. RTS:

    Мне кажется, что на рынке все будет более или менее оптимистично. Без просадок конечно не обойтись, но они не будут большими и рынок будет стремиться вверх (хотя конечно не такими МЕГАтемпами как в 2009). Все это будет продолжаться пока федрезерв не начнет повышать ставки. вот как только игроки “почуят”, что скоро ставки будут повышены, вот тогда будет неплохая просадка. а пока деньги очень дешевы, они будут литься в качестве спекулятивного капитала на развивающиеся фондовые рынки, в нефть и еще куда угодно, где можно будет “пузырить”.)))

  2. Андрей Крупенич:

    Да, про федрезерв забыл упомянуть… Согласен полностью, но и по срокам можно сделать примерно такой вывод: рынки живут опережающими темпами, а это значит, что если федрезерв задумает снижать ставки к концу 2010 года, рынки начнут реагировать на это много раньше и это и будет, безусловно, поводом для коррекции, но наверное и правда не такой значительной.
    Вобщем будем посмотреть…
    Кстати, чтобы перед вашим комментарием был не пустой квадратик, а аватарка, нужно просто зарегистрировать свой аватар на сервисе gravatar.com Он не делает ничего кроме простого соответствия e-mail и картинки и это будет работать на многих блогах. Я рекомендую попробовать, должно получиться красиво :)

  3. RTS:

    ок.попробовал

  4. павел:

    а я не прогнозирую дальше 1 месяца поскольку расклад по фьючам скажет карта их опцев :) с экспирацией- новая картинка!! :)

  5. Bender:

    1. Считаю целесообразным и эфективным волновой анализ в сочетании с фундаментальным или иными методами анализа (например с учетом сезонных факторов или чего-то еще).
    2. По фундаментальным факторам, например, отношение внешнего долга и ВВП, экономика основных стран зоны евро намного привлекательней экономики UK. Источник http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_external_debt . И трудно сказать, как при увеличении ставки рефинансирования, что будет при дальнейшем росте инфляции , как будет финансироваться обслуживание такого гигантского долга без значительной эмиссии и , соответственно, девальвации GBP к большинству валют.
    3. Мне представляется наиболее вероятным боковое движение по GBP/USD и рост уже от текущих значений EUR/USD в течение нескольких ближайших недель. ( не знаю, как прицепить график к комменту). Таким образом я склонен считать на временном горизонте в несколько месяцев EUR/USD в восходящем теренде, а GBP/USD в боковом движении.
    Так что несомненно, что как минимум, мы еще увидим паритет EUR и GBP в этом году, а в дальнейшем, по мере роста процентных ставок ЦБ Англии и дальнейшую значительную девальвацию GBP увидим.
    4. Для меня стало неожиданностью объем выкупа MBS товарищем Бернанкой. 1,3 трлн. долл- мне и во сне бы не приснилось. Вероятно эта его готовность сохранится в будующем и он будет держать деньги дешевыми, пока не сократится безработица, например, до 6 %. Похоже ему , “до лампы” каким будет курс доллара при этом.
    По сути ничего нового FED не придумал и процесс идет по сценарию начала 2000-х. Тогда низкую ставку держали 1,5 года, сейчас понадобится времени раза в 1,5-2 больше, раньше этот фокус вряд ли получится.
    Конечно инфляционные процессы могут несколько подкорректировать процессы , но не сильно. Ведь держит ЦБ Англии ставку 0,5% при инфляции более 3%, т.е. эффективно ставка отрицательна, и ничего. Эмиссия и это покроет.

    Если возможно, прокомментируйте подробнее Ваши фразы:

    “В качестве наглядной иллюстрации я хочу обратиться к графику фунта, который и олицетворял для меня кризис, каким он должен был быть.”
    и
    “Я давно поглядываю за фунтом и в его графике я вижу то, что должно было быть со всеми нами, против того, что происходит на самом деле.”

  6. andrew:

    Интересная картинка USD/JPU,Weekly! Жаль не выложить.

  7. Андрей Крупенич:

    @ Bender:
    Спасибо за ваш взгляд. Вопрос только как отражается выкуп Бернанкой на 1,3 трлн. и общая дешевость денег на курс доллара. Мне почему-то кажется, что пока – никак, а должно бы… Вот это меня сильно беспокоит, поскольку напряжение не может накапливаться вечно. Америке просто необходимо девальвировать доллар, причем значительно, а этот процесс пока не идет.
    Да, что касается моей фразы о фунте – его график показывает то, как я предполагал увидеть графики фондовых рынков, нефти, евро. То есть отскок, но незначительный и последующая вторая попытка протестировать прошлые минимумы. Но на деле мы имеем почти V-образный отскок.

  8. Андрей Крупенич:

    @ Bender:
    @ andrew:
    Картинка в коммент выкладывается следующим образом:
    1. она должна быть размещена где угодно на доступном файлохранилище.
    2. В коммент вставляется тегом img.
    Почему-то не получается сделать это нормальными способами, а через тэг img можно сделать везде :)

  9. Bender:

    К вопросу как отражается выкуп Бернанкой MBS на на 1,3 трлн:

    Эти средства просочились на другие рынки (не ипотечные), и это вчасти отразилось именно в виде V отскока, ну а GBP- просто слишком дохлый актив. Повторюсь: я так же не ожидал такой прыти от Бернанки и Полсона по монетизации госдолга, и, как следствие V-формации, нефти – по 80 и пр. Но это издержки ручного режима управления экономикой.
    Но есть на мой взгляд другая сторона медали, одной из задач выкупа было- запустить кредитование по новой, чего пока не произошло, а большая часть программ реализована!!! Казалось бы продлят программы, границы их расширят и нет проблем. Но тут есть ряд вопросов:
    Количество свободных средств в долларах в мире – бесконечно?, Полагаю нет.
    Свопы центробанкам 31 октября тоже закрыли.
    Долларовые агрегат M3 падает полгода, а М1 и М2 похоже остановили свой рост.
    Кредитование тоже валится, поскольку ипотеку ниже 5% так и не опустили, Кредитные карточки кредитуют под 10% и более.
    Из 1,3 трлн. долл. занятых под облигации , примерно 50% которых являются краткосрочными (до года), т.е. уже или вот-вот перекредитоваться потребуется.
    Коррекция фондовых и товарных рынков так же поддержит долларовых спрос.
    Ну и конечно слишком много разговоров о том, что США нужен слабый доллар, и желающие в большинстве случаев позиционировались, а именно из доллара вышли.

    И такого типа вопросов в одну сторону много (работающих на повышение доллара) и они доминируют, а в другую существенно меньше:
    Так, например, страны БРИК квоты в резервах снижают, снижая тем самым давление на доллар.
    Возврат к клиринговым взаиморасчетам между странами тоже в этом ряду и т.д.

    Все это значит для меня, что доллар будет скорее дорожать , а не дешеветь (но это долгосрочный вопрос, не прямо сегодняшнего дня), если только Бернанке не сменит вертолет, уже завтра, на другой, принципиально иной, значительно большей, грузоподъемностью- тогда другое дело, из доллара можно получить, ушедшую ранее в небытие, итальянскую лиру.

    Таким образом, пока Бернанка “на халяву” (с купонами в доли процента размещает облигации) и программа выкупа MBS действует, он наиболее вероятно будет ждать чуда в виде снижения безработицы хотя бы на 40 % к сегодняшнему.
    Если чуда не свершится до начала весны (срок действия программы выкупа подойдет к концу, а безработица останется на 10% или выше), то все зависит от стоимости привлекаемых средств на тот момент ( под какой процент будут размещаться ноты и бонды), будет слишком дорого – начнет финансировать иным, как принято говорить, “количественным способом” или сначала высокими процентными ставками загонит всех кого можно в долларовые активы и уже тогда вернется к “количественным способам”.
    Если чудо таки свершится и безработица начнет показывать зеленые ростки, тогда – плавное повышение процентных ставок и цирковое представление (вторая волна и т.п.) откладываются на 2-3 года.
    Так называемую “ценовую стабильность” я намеренно, пока, не рассматриваю, так как пока это вопрос второго плана.

    Но на сегодняситуация такова, что процентные ставки по нотам и бондам скорее снизятся в ближайшем движении ( особенно это касается краткосрочных ставок), чем поднимутся, а доллар скорее пойдет в следующем движении снова вниз , чем вверх, поэтому прямо сейчас говорить о кардинальной смене трендов, покрайней мере на ближайшей неделе, рановато.

    A JPY, как представляется, подготовилась к следующему своему движению вверх.

    И технический вопрос , уточните пожалуйста, где можно разместить тег img

  10. Андрей Крупенич:

    В самое ближайшее время я попробую разобраться с этой проблемой и сделать картинки в комментариях более удобными.
    На данный момент скорее всего вставить картинку в комментарий не получится, но можно просто оставить ее адрес и до тех пор, пока я не разобрался со способом ее размещения в комментарии, я ее размещу сам.
    Вобщем простите великодушно за такое вот неудобство…

  11. Андрей Крупенич:

    Несколько слов о сути, возвращаясь к нашим баранам.
    Вот все логично, но нет никакой уверенности как будут все же вести себя американские монетарные власти. В экономике не чувствуется ничего особо оптимистичного, ставки снижать навряд ли в скором времени возможно, денег много и много проблем. Все говорит о том, что никто не знает как оно будет и сколько времени пройдет, пока наступит определенность.
    Нет четкого плана, а есть куча противоречивых теорий.
    Экономика – экономикой, но бычий рынок может длиться долго, а цены плавно и с небольшими коррекциями расти. Но для бычьего рынка нужна сильная и прогрессирующая экономика, а сейчас этого не чувствуется. Но мы растем, но большинство из нас полагают, что это ловушка.
    Дальше все будет конешно же зависеть от Бени и Ко, которые скорее всего будут стараться сделать все по-хорошему прежде всего для Америки, и в их некомпетентность я ни за что не поверю.
    Пока все, что делается – делается с моей точки зрения очень правильно. Но вот будет ли “хорошо” для Америки так же “хорошо” и для фондового рынка – это очередной вопрос…

  12. Bender:

    Попробую ответить Вам Андрей по частям.

    Ваша цитата: “Вот все логично, но нет никакой уверенности как будут все же вести себя американские монетарные власти”.
    Ответ:
    Уверенность на мой взгляд есть с момента принятия плана Полсона ( на 700 млрд выкуп ипотеки).
    С этого момента все остальные варианты, кроме насышения дешевыми деньгами- отброшены (на Братьях Леман
    шутки и эксперименты закончились). И мы находимся (счет ФРС наполнили до 2.200,00 млрд, но квоты по программам не выполнены)
    в этой стадии сейчас. П. Кругман (http://krugman.blogs.nytimes.com/2009/12/22/a-strange-complacency/) как-то сделал расчеты,
    что поскольку ставку ФРС не может опустить ниже нуля, то согласно действующей в ФРС модели, для того, что-бы сделать удобоваримой
    безработицу (а у ФРС два основных мандата: занятость и стабильность цен), нулевую или около того ставку следует держать около 2,5 лет и более, расчет им был сделан на основании действующей в ФРС модели. Год из 2,5 лет прошел.

    ФРС ломает сейчас голову голову, а как выходить из этой ситуации и когда, и об этих вариантах сроков я упоминал выше. Весной же возможно будет сделана попытка выхода, если этому будет минимальная предрасположенность.

    Ваша цитата: “Но для бычьего рынка нужна сильная и прогрессирующая экономика, а сейчас этого не чувствуется”.
    Ответ:
    Если вернуться, например, 2006 год – 2007 год, то центорбанк ЕЦБ в лице Ж.К.Триже всем рассказывал о том, что цитирую : экономика еврозоны имеет солидные значения), при этом речь шла о росте ВВП 1% или долях (т.е. ниже даже инфляции, которая вертелась около 2%), но, заметим, росла широкая денежная масса, на пике до 14% в год, и рынки летели вверх.
    2009 год, период начиная с весны, о каком росте ВВП можно говорить (безработица вырастает в основных странах на 50-100%), но рынки летели вверх (происходила монетизация гос долгов, см выше) .
    Таким образом, на мой взгляд, ключевым является банальное наличие свободных денег у финансовых организаций, и когда они есть- рынки идут вверх. И все равно, через кредитный мультипликатор или в рамках прямых инвестиций (т.н. помощи) они пришли в финансовую систему. Когда же все, что можно инвестировано, рынки разворачиваются.

    Ваша цитата: “Но мы растем, но большинство из нас полагают, что это ловушка”.
    Ответ:
    На мой взгляд рынки развернутся, когда последний, кто так думает (про ловушку) вложится , или Беня повторит свой атракцион, пишу по памяти, и по моему 17 июля 2008г после заседания ФРС Беня объявил, что его теперь волнует инфляция и 18 июля рынки улетели вниз и из первых 5-ти инвест банков США осталось 2 уже через несколько месяцев и они изменили свой статус, через отречение от инвестиционного статуса (это рукотворный вариант- их перестали рефинансировать), а в новом статусе – предоставили помощь. Чувство зыбкости ситуации есть и у меня, и я связываю его с тем, что считаю очень вероятным весьма скоросное изменение ситуаций. Реакция с моей стороны – уменьшение квоты инвестирования, временные рамки инвестирования: 1-2 недели.

    Ваша цитата:”Дальше все будет конешно же зависеть от Бени и Ко, которые скорее всего будут стараться сделать все по-хорошему прежде всего для Америки, и в их некомпетентность я ни за что не поверю.”
    Ответ:
    Перечитайте речи Бени, когда он принимал дела у Гринспина, какие он “обещал показатели роста уже весной следующего года и пр”. Если, вдруг, перечитаете, интересно, останесь ли Вы притом же мнении.
    Правда теперь Беня начал наводить тень на плетень, говорит, что, цитата : “мы используем теперь более “макропруденциальный” подход”. Источник: http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/42871/.
    Или пытается усидеть на двух стульях, на практике снизив до предела требования к собственному капиталлу банков до предела (у Сити доходило до 2,5% ) но на словах, цитирую: “Например, мы были одними из лидеров на международной арене, действуя через такие организации, как Базельский комитет по банковскому надзору, в увеличении требований к размеру капитала и ликвидности, которые должны поддерживать банки.” Источник: http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/42871/. Но после казуиста Гринспина разве нас этим проймешь.

    Ваша цитата: “Дальше все будет конешно же зависеть от Бени и Ко, которые скорее всего будут стараться сделать все по-хорошему прежде всего для Америки, и в их некомпетентность я ни за что не поверю.
    Пока все, что делается – делается с моей точки зрения очень правильно. Но вот будет ли “хорошо” для Америки так же “хорошо” и для фондового рынка – это очередной вопрос…”.
    Ответ:
    Именно “хорошо” он и делает. Другое “хорошо”, а именно несколько сдуть пузыри, он попробовал летом-осенью 2008. Сдул, получил дефляцию, рецессию и снова начал заниматься старым, испытанным делом- накачивать ликвидностью, заметьте, не всех (мелких банков сдуло в 2009 году аж около 150, да так что FDIC чуть по миру не пустили, но это вопрос пререраспределения собственности на макро уровне), а тех кто к “дисконтному окну ФРС” близок, имен кредитующихся даже суду не открывает, и это все стараясь вызвать новую волну кредитования в массах, и она, в случае удачи, будет похлеще предыдущей и не на порядок, а больше.

    Рынки и в краткосрочном плане, так же пока весьма прогнозируемы и мой краткосрочный взгляд (см. выше), от воскресенья 10 янв. 2009, а именно, цитирую себя:

    “… что процентные ставки по нотам и бондам скорее снизятся в ближайшем движении ( особенно это касается краткосрочных ставок), чем поднимутся, а доллар скорее пойдет в следующем движении снова вниз , чем вверх, поэтому прямо сейчас говорить о кардинальной смене трендов, покрайней мере на ближайшей неделе, рановато.
    A JPY, как представляется, подготовилась к следующему своему движению вверх.”,

    подтверждают прошедшие два дня полностью.

    Таким образом, представляется, что ситуация весьма прозрачна.

  13. Артем Кизуб:

    Андрей,спасибо за комменты.

    Вы, так и не сделали опрос :) ,ну да ладно,может, это и не актуально.

    А насчет того,чтобы собрать всех опционщиков вместе,идея хорошая.Некоторые, конечно,тут тусуются,но не все.

    Я до Н.Г. набил себе хорошую базу,но переустановил винт и забыл сохранить сайты/блоги. Придеться опять,выискивать..

  14. Сергей:

    Добрый день!
    По многим вопросам согласен с Bender-ом. Моё видение ситуации:

    Итак, что мы имеем на текущий момент. Состоялся V-образный отскок всех рынков. Тренд рынка РТС, если посмотреть с самого начала его расчёта (1995 год), с минимума 38 пунктов октябрь 98 года – до минимума 500 пунктов январь 09 года, не внушает особого оптимизма. Хотя всё же выросли в 13 раз примерно. Но за счёт чего? Вот вопрос посущественней. У нас что, реальная экономика выросла в 13 раз? Нет. Абсолютные показатели многих отраслей говорят об обратном. Мы растём в СТОИМОСТНОМ выражении, т.е. за счёт инфляции, девальвации денег, роста цен, увеличения количества денег в экономике, нулевых ставок, говоря современным языком – за счёт ЛИКВИДНОСТИ. Хотя я, возможно, немного смешал понятия, но суть одна – это наш новый тренд, который определяет и будет определять направление и ДИНАМИКУ рынков в обозримой перспективе. Пытаться в такой ситуации прогнозировать цифры – тыкать пальцем в небо. На рынке сейчас, очень много «шума». Выделить что-то полезное очень сложно. Вот отсюда и идёт у многих ощущение глобального сбоя, какой-то неправильности в ситуации. Кстати, 2009 год в этом отношении, прогнозировался очень легко. Там были только эмоции)))
    Что по факту получилось? Почему так быстро и сильно отскочили? На мой взгляд, всё просто. Экономику планеты подсадили на иглу бюджета. Получилось следующее. Финансовая система в активной фазе кризиса лишилась огромной части своих ресурсов. Они попросту растворились, испарились, как угодно можно назвать. Их нет сейчас. Государства не устраивает такой расклад по многим причинам. Было принято решение скомпенсировать утраченные ресурсы за счёт резервов, насколько это возможно и разумно. Что и было проделано. И что в итоге? В итоге, реальная экономика лежит на боку, подавая слабые признаки жизни(утрирую, конечно))). А финансовый сектор блистает во всей красе!! Потерянные деньги вернулись!! Кризиса нет!!
    Какой вывод? Вывод такой – всё это выльется (без вариантов) в высокую волатильность рынков. Финансы настолько сейчас оторваны от реальной экономики, что могут, пользуясь современными инструментами и технологиями, воспроизводить сами себя!! К чему это может привести, я думаю, каждый догадывается. Подобное происходит всё чаще и чаще. И называется пузырь!)) Это, кстати, ещё один тренд современности – надувание пузырей!
    Что является главным дестабилизатором? Почему ситуация крайне неустойчива? Почему вообще произошёл такой масштабный сбой в финансах? Фондовый рынок, кроме всего прочего, ещё и механизм перераспределения рисков. И это прекрасно на самом деле. И он выполнил свою функцию, перераспределил риски по всем участникам. НО!! Риски оказались столь велики, что удержать ситуацию не представлялось возможным. Очень много, в начале кризиса, говорилось о производных инструментах. И абсолютно справедливо. На мой взгляд, именно они явились катализатором процесса. Классическая схема хеджирования = спот – фьючерс – опцион = была существенно разжижена новыми производными, которые являлись по факту производным на производное, т.е. базовым активом служило производное второго уровня. Т.е. была создана многоуровневая надстройка из производных на имеющийся рисковый актив. Если образно сравнить получившийся объем обязательств с размером базового актива, то получается как газета, на которую положили матрац!!)) Конечно «газета» не выдержала)))) По моим, очень приближённым прикидкам, разница между реальным активом и возникшим по нему обязательствам составила десятки раз. А если учесть падение стоимости самого актива, то ситуация становиться ещё веселее))). Самое интересное, что пока регуляторы не решились на расчистку рынков от опасного хлама, только разговоры.
    И что же делать в этой ситуации? Всё просто. Искать тренды и следовать за ними. Покупать опционы и ограничивать риски. Планировать свои инвестиции и следовать планам. Это очень мощные лекарства от непредсказуемости рынка. Всё будет просто, но никто не говорит, что будет легко!!!
    Всем нам удачи в новом году!

  15. Андрей Крупенич:

    Bender, спасибо за столь развернутые ответы. Но у меня есть небольшое замечание. Мне кажется трудно или даже невозможно работать на горизонте неделю, а рассматривать картину с такой тщательностью и в рамках лет. Я торгую на месячном горизонте – то есть самый большой масштаб – дни, а для этого нужно понимание того, что происходит сейчас. В рамках большого бычьего тренда – могут быть катастрофические откаты (для минутных котировок), если я смог выразить свою мысль, то продолжаю.
    Когда я говорю о долларе, евро и фунту в рамках этой статьи – то я имею ввиду движения от 10 фигур и выше. То что сейчас укрепилось или ослабло – это лишь шум даже на дневном графике.
    Но в большей части я согласен с вами. Прежде всего с тем, что ситуация на ФР определяется скорее свободными средствами финорганизаций и их играми в крайнего. А у нас лишь лбы трещат. К сожалению фондовые рынки не всегда отражают реальное положение в экономике и к этому нужно привыкнуть.
    Что же до дяди Бэни, ну есть такой момент, вдувать ликвидность пока проще и результат есть, значит пока будет возможность – они будут продолжать.
    Да, мне кажется, что ситуация изменится очень резко. В одно утро мы проснемся, а мир уже другой. И вот этот момент мешает серьезно работать. Ну мне лично…
    Я бы с удовольствием выложил все ваши мысли в отдельную статью, если бы вы написали свой прогноз на конец года. Не желаете?

  16. Андрей Крупенич:

    Сергей, на счет эмоций 2008-2009 – сейчас согласен… а раньше был не согласен, поскольку думал что нервозность и страх продлятся дольше. Но бабло победило зло очень быстро, ликвидность сделала свое дело (через много лет, когда ситуация повторится, у нас будет этот бесценный опыт).
    А вот про сравнения рынки базового актива и срочные рынки – меня всегда интересует вопрос подробнее. Многие обвиняют срочные рынки в кризисе, но я немного не разделяю этого мнения или мне что-то не понятно. Если не трудно, этот момент хотелось бы разобрать подробнее…

  17. RTS:

    Андрей, думаю, что когда говорят о вине срочного рынка в кризисе имеется в виду, что срочный рынок это рынок фиктивной стоимости, т.е. основанной на ожиданиях.
    В ВУЗовском курсе Рынка Ценных Бумаг вродеб есть такое понятие, что стоимость ценной бумаги состоит из действительной стоимости (т.е. чем обеспечена данная бумага) и фиктивной стоимости (т.е. приращенного капитала данной бумаги на вторичном рынке). Естественно, что действительная стоимость и фиктивная должны как-то “соотносится” вместе друг с другом.
    А фьючи и опционы даже и к ценным бумагам не относятся. И состоят целиком из фиктивной (нереальной,ожидаемой) стоимости. Т.е. как раздули их так и будет!) и винят их за то наверно, что типа раздували раздували их на ожиданиях светлого будущего, а когда все поняли что такого будущего нет, ожидания светлого будущего резко сменились ожиданиями неопределенности и краха финансовой системы. и тут все как по цепочке друг за другом потянулось…..как-то так по-видимому))))))

  18. Сергей:

    Да, Товарищ RTS высказался в правильном направлении. Обвиняют не срочные рынки сами по себе, а регуляторов и созданный инвестиционными институтами инструментарий обращаемый на срочном рынке. Именно эти инструменты (для нашего рынка они очень экзотические)стали причиной такого разбаланса системы. Если говорить грубо,то это были например опцион на опционы.
    Леман, Морган и Голдман прекрасно понимали, что есть большие риски. Значит их нужно перераспределить. Как это сделать с акциями понятно, а как это сделать с другими, более сложными активами, которые они купили? Вот и придумывали разные производные, а регуляторы спокойно проглатывали и разрешали их оборот. А инвесторы покупали. Например небезызвестные ипотечные ценные бумаги. Эти бумаги “переупаковывали” по нескольку раз, создавая всё новые и новые инструменты. В прессе писали, что дошло до того, что менеджеры пенсионных фонда(США) уже не могли понять, чем обеспечен этот актив и как он работает!! Они их покупали под честное слово, высокий обещанный доход и громкое имя компании маркет-мейкера. Чем это всё закончилось мы знаем.
    Вот собственно суть претензий к срочному рынку. Никто не говорит, что опционы это плохо. Плохо когда базовым активом является “воздух”!

  19. Андрей Крупенич:

    У меня вот случайно возникла другая аналогия.
    Вот жрали люди вино… и пьянели, но им было мало. Выпил бутылку вина и хорошо. Но поскольку было мало, то придумали как его концентрировать, и сделали водку, но человек как пил бутылку вина, так и продолжает пить уже бутылку водки.
    А дело дошло уже до спирта, а то, что это концентрированное вино, никто не помнит.
    Вобщем почаще считайте экспозицию своих стратегий, как во фьючерсах, так тем более в опционах! Тогда вам ничего не будет грозить…
    То есть проблема не в деривативах, а в голове того, кто решает об количестве их использования.

  20. Bender:

    Андрей, спасибо и Вам за дискуссию (мне же это позволяет лучше систематизировать собственные мысли).

    Ваша цитата:
    “Мне кажется трудно или даже невозможно работать на горизонте неделю, а рассматривать картину с такой тщательностью и в рамках лет. Я торгую на месячном горизонте – то есть самый большой масштаб – дни, а для этого нужно понимание того, что происходит сейчас. В рамках большого бычьего тренда – могут быть катастрофические откаты (для минутных котировок), если я смог выразить свою мысль, то продолжаю.”
    Ответ:
    Тут все с моей стороны просто:
    -мой торговый горизонт при текущей волатильности дни-недели, снизится волатильность – будут месяцы (но кол-во сделок на месячном горизонте небольшое и это “усыпляет” меня ).
    -Анализ же временного диапазона от года и более служит для иных моих целей, для понимания более долгосрочных инвестиционных возможностей и, кроме того, для управления рисками.
    Так называемая “фрактальность” рынков позволяет работать, на мой взгляд, практически на всех диапазонах (от тика, до года), при этом на внутри-дневных диапазонах, кроме объемов, факторов, позволяющих занять корректно сторону сделки нет, от этого и количество положительных сделок несколько ниже того, что можно добиться на дневном и выше диапазонах, комиссионные расходы выше и пр. напасти, да и суетливо в дейтрейдинге, но ничего, делают деньги и на “шуме”. Все это в моих рассуждениях касается в основном фьючерсных рынков, на опционах выхожу внутри дня только, если чувствую, что “влетел”.

    Теперь о собственно прогнозе:

    Ваша цитата: “Что же до дяди Бэни, ну есть такой момент, вдувать ликвидность пока проще и результат есть, значит пока будет возможность – они будут продолжать.Да, мне кажется, что ситуация изменится очень резко. В одно утро мы проснемся, а мир уже другой.”
    Ответ: Может быть, но пока сценарий до боли знакомый в своей первой части и веселый и, я бы сказал, незамысловатый, во-второй части, а одновременное их развитие только добавит “экспрессии” :
    1-я часть представления известна уже и выглядит так: Беня снова “дает по ушам” сомневающимся в долларе “крикунам” и загоняет снова в казначейки (откат доллара неделю назад и соответствующий подъем евро к долл скомкали и уже новое движение доллара вверх иллюстрирует почти полностью сформированную первую волну очень возможного тренда), народ таки и ломанулся в казначейки запирать “доходность” ну и йена-долл ведет себя вполне предсказуемо, без истерик, что тоже в рамках сценария. Тем самым получает новую порцию дешевых денег, и это даже скушно.
    2-я часть выглядит веселей: представьте, что программы выкупа MBS были выполнены неделю назад примерно на 70-75 % (сейчас наверно под 80%), народ осваивал дружно по примерно по 100-150 млрд долл в мес поступающих “на халяву” денег и так же дружно инвестировал в фондовые, валютные и товарные рынки. Что может произойти сейчас, когда о новых программах пока ни слова не сказано и понятно, что на рынок поступят, пусть в том же темпе, еще 25 % программы выкупа и все? Повторюсь: потреб кредитование не раскрутили, рынок ипотеки в “ауте”, другие сектора экономики ничего не приносят, агрегат М3 идет вниз и т.д. Правда немного банки уменьшили депозиты в ФРС, но это немного. Что бы я делал на месте этих ребят, которые так вовремя получили 75% программы…, и хорошо заработали, например, на фондовых рынках. Я бы распродавал большую часть того, что накупил ранее, втихую на каждом достижении рынками локальных максимумов, что собственно и происходило последний месяц (прогресса особого небыло), да и многие товарные рынки поддержали. А дальше очень реально получить “столпотворение у очень узкой двери” (часть из 75%… на выход и небольшая часть 25%… на вход) и врядли обойдется без некоторой паники, “мордобоя” и перераспределения собственности. Очень похоже, что процесс пошел и в этой веелой части. Может быть Вы, Андрей, и ожидали этого, как потенциальную ловушку?

    Ваша цитата:
    Я бы с удовольствием выложил все ваши мысли в отдельную статью, если бы вы написали свой прогноз на конец года. Не желаете?
    Спасибо, я подумаю

  21. Bender:

    Ну вот о прояснилась ситуация: описанный ранее сценарий с Беней на вертолете новой, более производительной модификации приобретает реальные черты, пока чуть туманные, но от этого только интереснее.
    Сегодня: “Президент Обама представил Конгрессу проект бюджета на следующий финансовый год в объеме $3,8 триллиона. В нем прогнозируется рекордный дефицит – 1,6 триллиона долларов.”
    Это отсюда:
    http://www1.voanews.com/russian/news/america/Update_2010_02_01.html

    Если ранее они потратили на выкуп MBS добрую половину бюджетного дифицита, то сейчас куда собираются закачать еще больший дифицит, если программы помощи сворачиваются? А источник средств- снова китайцы? Опять же очень интересует техника загона китайцев и прочих некитайцев в казначейки (Прошлый раз “конец света” в сентябре, все еще помнят, был эффектен).Тут, конечно, вопросов – море, но ФАКТ, что Беня сидит плотно в старой роли вертолетчика был изначально хорошо прогнозируем и ни … нового они не изобрели (Ч.Т.Д).

  22. Андрей Крупенич:

    Bender, всё так… только вот не смотря на летящий вертолет рынки пока не разделяют оптимизма.
    Посмотрим еще немного, я все же думаю, что гайку закрутят резко и неожиданно. Ровно потому, что мы все ожидаем от Бени продолжения банкета.

  23. Bender:

    Именно так Андрей, при этом речь идет о бюджете следующего финансового года (нач и заканч в сентябре), соответственно, программы заканчиваются, а новые обосновать надо (и обосновать серьезно, процесс обоснования мы и наблюдаем, сильнейший накат на европейские страны, при этом о Калифорнии, Флориде и пр “временно забыли”, но это отдельная тема), и деньги под них уже закладывают и приличные, так что следующая волна перераспределения собственности объективно предопределена. Опять же Бене нужны деньги на “халяву”, другого бюджет не выдержит (значит прямая эмиссия), для чего народ необходимо загнать в казначейки, тогда хоть “фиговый листок” имеется.

    Кроме того, замечу что процесс развивается 100% в соответствии с тем, что было написано мною 10 и 11.01.10 и через несколько дней я начало этого процесса подтвердил,а именно, вкратце повторю:
    -доллар будет долгосрочно дорожать (с оговоркой, по не со след недели)- был небольшой откат и сейчас мы наблюдаем сильнейший тренд,
    -процентные ставки снижаются, фьючерсы по ним в тренде наверх и краткосрочные фьючерсы действительно растут быстрее, что мы и видим сейчас
    -JPY, подготовилась к следующему своему движению вверх. Она и сейчас отсчитывает фигуры в тренде наверх.
    Подведя промежуточные итоги, можно сказать, что описанный 10 и 11.01.10 процесс развивается в рамках ожидаемого.

    И, Андрей, про закручивание гаек, чуть подробнее: что Вы под этим подразумеваете, конкретно? А то неизвестность ужас наводит.

  24. Андрей Крупенич:

    Под закручиванием гаек я имел ввиду гайки финансовые. Остановят денежный поток и это будет неожиданно для всех.
    Американцам не выгоден сильный доллар именно по причине долгов. Сейчас они себя загоняют в петлю, а мы на это смотрим.
    Вторая волна неизбежна и если вы правы, то она будет значительно мощнее первой, а если прав я – то значительно слабее.
    EURUSD вот только в вашем прогнозе фигурировал как-то так:

    “3. Мне представляется наиболее вероятным боковое движение по GBP/USD и рост уже от текущих значений EUR/USD в течение нескольких ближайших недель. ( не знаю, как прицепить график к комменту). Таким образом я склонен считать на временном горизонте в несколько месяцев EUR/USD в восходящем теренде, а GBP/USD в боковом движении.”

    Сейчас же евро смотрится даже хуже фунта, да и о паритете речи пока быть не может. См. картинку график EUR/GBP дневной масштаб:

    Посмотрим как оно дальше пойдет, в любом случае спасибо за дискуссию! Заставляет задуматься глубже и определить для себя наиболее вероятные сценарии поведения.

  25. Андрей Крупенич:

    Господа, сдается мне время подвести итоги 2010 года, не так ли? Надеюсь, те, кто высказывался, подведут некоторые итоги! Буду ждать ваших комментариев! Спасибо!


Написать комментарий


*

*

© 2007-2011, Крупенич Андрей Log in